"Мною движет не самомнение, а совесть врача, рекомендующая выполнить свой долг и подготовить немногих, кого я сумею убедить, к тому, что человечество ожидают события, сопоставимые с концом вечности". (К.Юнг) |
Меню
Разделы |
Страх смерти в психотерапевтической практике. Часть 4.Продолжаем тему экзистенциальных сторон административной деятельности, начатую в Части 3 Ситуация третья – слишком человеческоеОписываемый ниже диалог также взят из моей психотерапевтической практики. Он демонстрирует способ вытеснения в бессознательное страха смерти. В один прекрасный день терапевт сталкивается с клиентом, который предъявляет повышенные требования к состоянию своего здоровья. В повседневной жизни немедицинским аналогом такого отношения к себе и окружающему является чересчур идеализированные представления о том, каких социальных высот должна достигнуть столь выдающаяся личность. Такому клиенту задаётся вопрос: кто в мире обладает наиболее совершенным здоровьем? Далее предлагается интерпретация, опирающаяся на известную религиозную метафору: можно предположить, что в обозримом пространстве лишь одно существо способно пребывать в состоянии максимально полного физического и психического благополучия. О ком же мы говорим? Безусловно, что речь в этом случае идет о некой разумной сущности, имеющей божественную природу. Конечно, такое предположение недоказуемо с позиций академической науки. Для некоторых утверждение о существовании такой личности есть не более, чем гипотеза. Вызвав у клиента ощутимый эмоциональный отклик, терапевт продолжает рассуждать: каждый человек обязательно имеет какой-то телесный или психологический дефект, в чем-то несовершенен. И тот, кто оценивает свое здоровье по столь завышенным критериям, на самом деле видит на своем месте сверхчеловека, которого в природе не существует вовсе. Иначе говоря, в глубине души наш оппонент хочет перестать быть человеком. По сути, это – противоборство против своей человеческой природы и сущности. По выражению А.Камю, за такой ситуацией стоит метафизический бунт против своей человеческой участи, управляемой основным принципом - фактом конечности жизни, предполагающего старение, болезни и смерть (3). А имеет ли подобный бунт вообще какой-то смысл? И в ответ на молчание клиента терапевт отвечает: нет, не имеет. Приведу пример. Ко мне обратился молодой мужчина, у которого отмечалась некоторая неустойчивость нервных центров, отвечающих за регуляцию сосудистой системы. Этот клиент весьма болезненно воспринимал малейшие отклонения в деятельности своего организма. Началом моей психотерапевтической консультации стало неожиданное для него заявление о том, что все мы через какое-то время погибнем в силу естественных причин. Моему собеседнику понадобилось не менее семи минут только для того, чтобы справиться с нахлынувшими чувствами. И еще примерно минут двадцать для осознания себя простым смертным. Далее наша беседа пошла в русле рассмотрения конкретных жизненных реалий пациента сквозь призму известных бинарных оппозиций «материальное - идеальное», «человеческое - божественное», «истинное – ложное». Упоминалась и описанная выше сверхличность. Поскольку консультируемый был атеистом, ее существование в ходе беседы было приравнено к гипотезе, необходимой для реконструкции подлинной картины происходящего. Кроме того, была пущена в ход знаменитая кафкианская притча о селянине и Законе из романа «Процесс» (4). Напомню, что в ней идет речь о человеке, который до конца своих дней пребывает у врат Закона, боясь их переступить. И уже в последние минуты его жизни выясняется, что эти врата предназначались лишь для него. Точно также многие всю свою жизнь проводят в роли мнимого больного, отгораживаясь при этом от происходящих извне событий и лишая тем самым себя самых простых повседневных радостей. После этой встречи количество жалоб у моего пациента заметно уменьшилось. А его суждения относительно собственного состояния здоровья стали значительно более реалистическими. *** Таковы уловки неустойчивой человеческой личности, сталкивающейся с танатофобией. В их числе – повседневные манипуляции со временем, сопоставление своего жизненного срока с предполагаемой продолжительностью жизни других, обожествление самого себя. Одним словом, взаимоотношения человека со своим «Я» простыми не назовешь. Задача же психотерапевта – знать эти особенности и эффективно использовать их в своей работе. Литература
Опубликована - hpsy.ru |
Психология и психоанализ для всех
Приветствую читателей! Я - Сергей Выгонский, психиатр. Здесь вы найдете разнообразные материалы по психологии и психоанализу, расcчитанные на широкую аудиторию. У автора есть предпочтения. Это - компьютерная психология, психология культуры и кино, толкование снов, футурология. Старая версия сайта: sv-psycho.narod.ru Новости06 августа 2010
Обновление сайта sv-psycho.ruПринял решение сделать обновленный вариант своей авторской страницы sv-psycho.narod.ru. 06 сентября 2010
Добавлены новые разделыДобавлены сразу несколько разделов: -- Киберпсихология -- Экзистенциализм -- Публикации 21 сентября 2010
Автор стал тысячником в ТвиттереКоличество читателей моего твиттер-дневника перевалило за тысячу. 22 сентября 2010
Интернет как психическое расстройствоВ разделе <a target="_blank" href="http://sv-psycho.ru/cyberpsy/">"Компьютерная психология"</a> выложена знаменитая авторская ст… 22 сентября 2010
Кино - безделье или психотерапия?Пополнился статьей и раздел "Кино". А статья называется "Фильмотерапия". 26 марта 2011
Как управлять сновидениямиОпубликован мой комментарий в материале, раземещенном в газете "Комсомольская правда", посвященной управляе… 29 апреля 2012
Автор рассказывает о библиотерапии.В феврале и апреле этого года вышли выпуски авторской рассылки. Они посвящены библиотерапии.Библиотерапия. Ч… 18 июня 2012
Опубликован отчет фокус-группы "Отношение к региональным СМИ"На сайте впервые опубликован отчет фокус-группы "Отношение к региональным СМИ", проведенной автором в 2007 году… 21 октября 2012
У читателей появилась возможность комментироватьУ читателей сайта появилась возможность комментировать все прочитанное здесь. Вот эта страница - комментари… |
|
|
|